Смотровая яма в гараже

Наличие гаража рано или поздно ставит владельца перед вопросом — как сделать смотровую яму в гараже и сэкономить семейный бюджет на мелкий ремонт автомобиля. Идеальный вариант обустройства «автожилья» — проектирование и строительство гаража одновременно с полезным дополнением. На практике такой вариант встречается редко, так как навык профилактического осмотра машины и ремонта важных технических узлов приходит к водителю с опытом. Однако даже новичкам-автолюбителям можно сэкономить массу времени и средств, выполняя регулярную замену масла и расходников, промывку систем и постоянно контролируя техническое состояние железного друга в собственной автомастерской – смотровой канаве.

Что нужно знать новичку-строителю

Устройство дополнительного сооружения – область применения строительных навыков и знаний. Поэтому перед тем, как сделать яму в гараже своими руками, необходимо изучить строительные стандарты и учесть неудачи предшественников. Главное условие качественного выполнения работ – правильная подготовка, включая проектирование и проведение исследований, а также точное соблюдение строительной технологии при возведении сооружения.

Если планируется строительство смотровой ямы в существующем гараже, то сначала необходимо определить уровень грунтовых вод (УГВ). Самый простой способ — изучить результаты исследования специалистов (отчет), которые проводились на этапе строительства гаража. Если такие исследования не проводились, то перед началом строительства рекомендуется провести собственный эксперимент: вырыть траншею и оставить «окоп» на некоторое время, наблюдая за появлением воды. Такой эксперимент – гарантия того, что яма смотровая гаража не превратится в «мини-бассейн», а бетон, спешно уложенный на дно траншеи, не «поплывет».

На этапе проектирования – составления чертежей «от руки» или приобретения готового проекта, необходимо помнить, что смотровая яма для авто является постоянным источником сырости. Поэтому, при высоком УГВ даже приобретение высококачественного бетона и трудоемкий процесс бетонирования не спасет владельца гаража от обратного закапывания после нескольких месяцев мучений, связанных с вычерпыванием воды.

Начинать устройство ямы в гараже можно при уровне грунтовых вод до 2,5 м, в таком случае все работы проводятся по классической технологии. Если УГВ выше – предстоит дорогостоящий процесс устройства дренажной системы. Если этот момент не учесть, то автомастерская из сооружения для надлежащего хранения и технического обслуживания транспортного средства превратится в разрушающий для автомобиля фактор: избыток влаги из «ниши» станет причиной быстрой коррозии днища автомобиля. В таком случае смотровые ямы в гараже из практичного и полезного сооружения превратятся в источник постоянных расходов на ремонт авто.

Проектирование смотровой ямы

Проектирование – важный и самый ответственный этап работ, который позволит исключить большую часть ошибок. Главная из неудач – неправильно устроенная яма для ремонта авто без учета габаритов железного друга и удобства въезда/выезда в гараж. Результатом такой ошибки, в лучшем случае, станет опасный заезд на «траншею», когда при парковке водитель будет обливаться холодным потом, рискуя соскользнуть и провалиться.

На начальном этапе необходимо обеспечить оптимальные условия хранения автомобиля, изучить виды смотровых ям и предусмотреть удобную парковку. Самые популярные варианты:

  1. Устройство смотровой ямы в гараже как дополнительного сооружения. Такой вариант могут позволить себе владельцы внушительных построек, так как предстоит разбить полезную площадь на две зоны: рабочую, отдыха. В рабочей зоне, собственно, устраивается гаражная яма нужных габаритов, однако автомобиль храниться по соседству (зона отдыха), заезжая на смотровую канаву только для осмотра и технического обслуживания.
  2. Смотровая яма своими руками как единственное место хранения автомобиля. При выборе этого варианта планировки рекомендуется снизить негативное влияние влаги и предусмотреть крышку, которая будет закрывать сооружение. Изготовить крышку можно из палубных досок с опорой в виде металлической страховочной рейки.

Кроме ниши в гараже обязательно предусмотреть расположение специальных инструментов поближе к смотровой канаве. Оптимальный вариант при недостатке площади – устроить ниши в боковых стенах канавы. Кроме того, на этапе составления чертежей рекомендуется предусмотреть оптимальные габариты сооружения:

  1. Длина смотровой ямы зависит от уровня комфорта, который предпочитает автолюбитель, а также от длины авто. Комфортное обустройство будет предусматривать удобный спуск/подъем будущего «автослесаря»: стационарные ступеньки, приставную лестницу. Поскольку стационарные ступеньки  – более сложный и дорогостоящий вариант обустройства, требующий предварительных расчетов, то его рекомендуется выбирать тем, кто планирует регулярно проводить ремонт своей машины или заняться бизнесом – превратить гараж в источник доходов, устроив платное СТО. Минимальный вариант — сделать смотровую яму в гараже на метр больше длины транспортного средства.
  2. Ширина зависит от колесной базы и марки автомобиля. При этом проект смотровой ямы при строительстве гаража должен предусмотреть несколько модификаций и даже вероятность смены модели. Универсальный вариант -75-80 см, хотя, если в ближайшие планы не входит покупка нового автомобиля, то можно сэкономить: точно рассчитать ширину под размеры существующего авто. Ширина смотровой ямы «в чистоте» должна включать 20 см для маневра – расстояние от ямы к колесу. Для колеи популярных Жигулей оптимальной шириной будет 75 см, а для миниатюрного Daewoo Matiz достаточно 70 см.
  3. Глубина смотровой ямы определяется по принципу «больше-лучше», поэтому лучше перекопать, чем стоять в готовой канаве на цыпочках или согнувшись. Минимальный размер рассчитывается по схеме: рост автолюбителя+запас 10-15 см.

Удобная глубина – залог комфортной работы в канаве, поэтому рекомендуется соблюдать зазор до днища в пределах 25-30 см. Варианты расположения канавы – вдоль или поперек гаража зависят только от индивидуальных предпочтений и удобства въезда/выезда в гараж. После того, как определены все размеры ямы в гараже и продуманы комфортные условия работы, можно приступить к выбору материалов, подготовке инструментов и строительно-монтажным работам.

Основные этапы работ

Теоретически вопрос как построить смотровую яму в гараже своими руками заключается в рытье траншеи, устройстве пола и стен. Однако на практике предстоит изучить нюансы выполнения работ на каждом этапе, включая выбор гидроизоляционных материалов в зависимости от интенсивности «водной» агрессии. Бюджетный вариант — гидроизоляция смотровой ямы жирной глиной, смешанной с отходами переработки нефтяных масел. Однако можно выбрать современные варианты гидроизоляции:

  • полимерные мембраны (одно-, многослойные) признаны самым надежным, но и самым дорогим материалом. Укладка такой гидроизоляции невозможна без специального оборудования для спайки кусков, хотя все расходы окупятся с лихвой — срок службы материала такой же, как и у гаража, поэтому затраты в процессе эксплуатации отсутствуют;
  • проникающая эффективно блокирует накапливание и просачивание воды, удобна в работе, так как смазка наносится на увлажненную поверхность без сложностей, однако материал рекомендуется для внутренних работ;
  • битумная в рулонах – недорогой и простой в укладке материал: еврорубероид, рубемаст, рубероид, специальные смазки. При укладке необходимо контролировать нахлест 15 см и использовать нагревание или специальные растворы для проклеивания стыков. Срок службы – 15-20 лет.

Для создания надлежащих условий хранения автомобиля обязательно нужно предусмотреть утепление рабочей зоны и устроить вентиляцию. Кроме того, чтобы работа будущего «автослесаря» была удобной, обязательно выполнить монтаж освещения и украсить место трудовых подвигов современным ассортиментом отделочных материалов.

  1. Рытье траншеи.

Земляные работы необходимо выполнять с учетом толщины конструкций сооружения: стены, пол. Поэтому размеры в проекте – только ориентир для тех, кто изучает как выкопать яму в гараже, так как потребуются дополнительные расчеты припусков. Минимальные припуски составляют:

    • 20-25 см для глубины;
    • 40-50 см для длины/ширины.

Точно рассчитать припуски можно, определив толщину конструкций. Если толщина стены составляет 20 см, то к ширине ямы по проекту необходимо прибавить 20+20 см (толщину двух стен). При расчете глубины обязательно добавить не только высоту пола, но и предусмотреть запас на спуск.

Перед тем, как вырыть яму в гараже, необходимо обязательно определить место складирования грунта, так как часть земли понадобится для обратной засыпки. Стандартный объем земляных работ составляет 9 м3, но при вызове техники для вывоза земли необходимо учесть, что объем разрыхленного грунта на 20-25% больше объема котлована. Как выполнять земляные работы и устраивать котлован для ямы не имеет значение – можно копать вручную или вызвать землекопов, если грунт прочный.

  1. Пол смотровой ямы.

Пол смотровой ямы – самый ответственный момент рытья ямы, от качества выполнения которого зависит и степень комфорта автолюбителя при ремонте, и оптимальные условия хранения железного друга. Самым популярным вариантом обустройства является бетонирование – создание прочного и устойчивого основания с длительным сроком эксплуатации. Единственный недостаток – стоимость, поэтому тем, изучает как строить яму в гараже недорого, подойдет подвесной пол. Если выбран бюджетный вариант, то пол устраивают после возведения стен:

  • уложить на подготовленное основание обрешетку;
  • выполнить настил из досок.

Устраивать подвесной пол специалисты рекомендуют на сухих почвах и если гараж не сырой. Подготовка основания – обязательный этап работ: насыпать гравий на дно котлована слоем 10 см, тщательно утрамбовать, засыпать слой сухого песка (5 см). Затем необходимо обеспечить безопасную парковку: закрепить Т-образную рейку из металла на уровне пола, которая защитит автолюбителя от случайного попадания колеса в устроенную яму и будет опорой для досок, которые закрывают смотровую канаву.

В качестве гидроизолятора для пола можно использовать жирную глину, после чего необходимо уложить полиэтиленовую пленку, выполнить армирование и залить бетон. Для армирования смотровой канавы используется арматура 4-5 мм и проволочная сетка ячейкой 150х150 мм. Тем, кто изучает как построить гараж с ямой своими руками и надежно защитить рабочую зону от воздействия влаги, необходимо после застывания бетона еще раз заизолировать поверхность до выполнения финишной отделки.

  1. Возведение стен.

Стены смотровой ямы можно «нарастить» из бетона или построить из кирпича, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Практикуется и бюджетное решение – выстелить рубероидом и обшить сверху промасленными досками или выложить плоским шифером. Независимо от выбранного способа, необходимо подготовить поверхность: выровнять стены, обмазать слоем жирной глины и закрепить полиэтиленовую пленку. Кроме того, отличным решением для страховки от опасных заездов на траншею будет изготовление специальной рамы, если для стен планируется использовать бетон и кирпич:

  • сварить закладную деталь из строительных уголков или швеллера;
  • выполнить из арматуры анкера («усы») длиной 50 см;
  • закрепить анкера (можно сгибать, если деталь не входит по высоте);
  • посадить раму на уровне пола.

Благодаря такой «обойме» будет дополнительно укреплен угол стены. Если планируется заливка бетоном, то рама устанавливается внутрь опалубки. После того, как выполнена гидроизоляция гаража со смотровой ямой, можно укрепить стены сеткой-рабицей и приступить к возведению: изготовить опалубку из ОСП или начать кирпичную кладку выбранным способом. Опалубку необходимо установить на расстоянии 3-х см от стены и зафиксировать подкосами и распорками.

Армирование – не обязательный, но рекомендуемый этап работ, если планируется построить действительно прочные стены. В качестве материала можно использовать ту же сетку, что и при устройстве пола. Последний этап работ – бетонирование: заполнить пространство раствором и утрамбовать. После этого необходимо приостановить работы на неделю, после чего выполнить обратную засыпку, а спустя 2 недели снять опалубку.

  1. Отделка стен.

Бюджетный вариант — металлическая смотровая яма признана непрактичным решением. Кроме того, для создания оптимальных условий хранения автомобиля такой канаве потребуется идеальная гидроизоляция. Поэтому отделка стен в смотровой яме выполняется с использованием практичных, устойчивых к воздействию влаги и агрессивных веществ, простых в уходе и долговечных материалов. К ним относятся керамическая плитка, фасадная штукатурка, стекловолокнистые плиты. Приступать к финишной отделке стен можно через месяц по окончании бетонирования.

  1. Утепление и вентиляция.

Утепление – универсальный способ сократить расходы на обогрев гаража и исключить резкие перепады температур. Тем кто сэкономил на гидроизоляции, изучить как утеплить яму в гараже обязательно, чтобы устранить слабые места защиты смотровой канавы от влаги. Самый популярный вариант утеплителя – пенополистирол: легкий в монтаже, водонепроницаемый, устойчивый к гниению материал, который обеспечит оптимальные температурные условия для технического обслуживания автомобиля.

Рекомендуемый вариант утепления смотровой ямы – укладка пенополистирола слоем 50 мм на клей. Вентиляция – простой способ обеспечит комфортные условия работы «автослесаря» без неприятных запахов сырости и автохимии. Самый популярный вариант — проложить под землей гибкий воздуховод и вывести на поверхность выше уровня земли на 20-25 см. Чтобы избежать засорения вентиляции можно использовать специальную защитную крышку.

  1. Освещение.

Последний штрих смотровой канаве придаст обустройство сооружения осветительным оборудованием. На этом этапе необходимо позаботиться не только о создании комфортных условий осмотра автомобиля, но и о собственной безопасности. В соответствии со строительными нормами, освещение в смотровой яме не предполагает устройства розеток, а напряжение ограничено 36В. Поэтому оптимальный вариант электромонтажных работ – установка переносных ламп и специальных светильников.

  1. “За” и “против” строительства смотровой ямы
  2. Как построить гараж с ямой
  3. Габариты смотровой ямы
  4. Обустройство ямы
  5. Гидроизоляция смотровой ямы
  6. Как утеплить яму

Машина требует систематического контроля над ее техническим состоянием.

Промывка систем, смена масла и запчастей – все это залог ее «здоровья» и «долголетия». Есть немало автолюбителей, которые отлично справляются с ремонтными работами любого уровня сложности. Если вы относитесь к их разряду, то наверняка не раз задумывались над вопросом: как сделать яму в гараже для удобного доступа ко всем агрегатам автомобиля.Собственная смотровая канава избавит от лишнего визита на станцию техобслуживания и позволит вовремя предупредить серьезное «заболевание» своего любимца.

Строительство смотровой ямы.

Все «за» и «против»

Яма смотровая – комфорт и удобство для «продвинутого» автовладельца, который самостоятельно ремонтирует свою машину.

Гараж превращается в собственную автомастерскую. Но следует хорошо подумать и взвесить все «за» и «против», прежде чем заняться переделкой своего гаража, ведь смотровые канавы – серьезное испытание постройки «на прочность».

АРГУМЕНТЫ «ЗА»

  • Гараж + смотровая яма = своевременная профилактика
  • Смотровая яма для авто позволяет быть всегда в курсе его технического состояния, ведь немалое количество важных узлов спрятано под днищем машины.

    Автовладелец заинтересован в надежности железного «друга», поэтому легкий доступ к его «внутренностям» позволяет строго следить за исправностью транспортного средства.

  • Смотровая яма гаража – экономия средств и времени
  • Большинство визитов на станцию техобслуживания сводится к мелкому ремонту автомобиля.

    Цены на такие услуги высокие, поскольку компенсируют затраченное время высококвалифицированного специалиста, занимающегося решением более сложных задач. Устройство ямы в гараже позволит за год сэкономить солидную сумму, для которой найдется более «приятное» применение.

  • Смотровые ямы в гараже – возможность дополнительного заработка
  • Большое количество машин привело к потребительскому спросу на все виды ремонтных работ.

    Если владелец гаража – мастер, то яма для ремонта авто дает возможность организовать свой «мини-бизнес». Талантливый автослесарь обеспечит себя неплохим заработком, так как его услуги будут всегда востребованы. В таком случае осмотровая канава – реальный шанс улучшить свое финансовое положение.

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

  • Устройство смотровой ямы в гараже – риск появления в помещении воды
  • Необдуманные действия по реализации данного проекта могут привести к катастрофическим последствиям.

    Если грунтовые воды расположены на глубине выше 2,5 м, то яма в гараж – «открытый люк» для них. Эффективная борьба с этим природным явлением – обустройство сложной дренажной системы, о которой следовало позаботиться еще перед строительством этого сооружения.

    Ее монтаж для готового гаража – весьма дорогое удовольствие.

  • Гаражная яма – постоянный источник влаги
  • Даже если расположение грунтовых вод позволяет сделать смотровую яму в гараже, то она является мощным источником влаги в помещении (особенно если оно отапливается). Автомобиль, постоянно размещенный над «нишей», будет покрыт конденсатом, что приведет к быстрой коррозии днища.

  • Как выкопать яму в гараже?

    Проблемы «самоделки»

  • Интернет пестрит вопросами на автомобильных форумах: «Как построить смотровую яму в гараже самостоятельно?» При этом люди берут во внимание советы «опытных» коллег, которые противоречат строительным нормам.

    А ведь только их строгое соблюдение – залог успеха данного проекта.

Существуют определенные требования к смотровой яме, как к любому строительному сооружению.

Их выполнение позволит безопасно и комфортно эксплуатировать эту ремонтную зону. К сожалению, не всегда смотровая яма своими руками соответствует этим правилам, что влечет за собой даже угрозу жизни для автовладельца.

Как построить гараж с ямой? Важные и полезные «мелочи»

Лучший вариант позаботиться о должном комфорте автовладельца и машины – запланировать проект смотровой ямы при строительстве гаража.

Собственный земельный участок позволит обустроить это сооружение по всем должным правилам и избавит от затруднительных ситуаций, возможных при переделке уже готового «автожилья». Для оформления гаражей с ямой указывать наличие ямы не нужно.

Гидроизоляция гаража со смотровой ямой

Строительство гаража с ямой начинается с обустройства фундамента.

Нюанс этого этапа заключается в формировании рабочей «коробки» сооружения и должной заботы об ее гидроизоляции и дренаже (с учетом глубины «ниши»). Смотровая яма будет эффективно защищена от грунтовых вод.

Месторасположение автомобиля в гараже со смотровой ямой

Как строить яму в гараже, чтобы предотвратить ее негативное влияние на автомобиль?

Специалисты советуют предусмотреть для машины рабочую зону (с ямой) и зону отдыха (без нее). Такая конструкция гаража позволит уберечь ее от избытка влаги, исходящего из «ниши», тем самым избежать быстрой коррозии днища.

Оптимальный вариант не всегда можно реализовать, но если площадь участка позволяет, то не пожалейте лишних квадратных метров и «подарите» машине и себе оптимальный комфорт.

Удобное расположение инструментов

При ремонтных работах необходимо пользоваться специальным инструментом.

Для удобства автовладельца следует предусмотреть в боковых стенах смотровой ямы ниши для его хранения.

«Крышка» для смотровой ямы

Если рабочая зона не будет часто использоваться, лучше ее закрыть. Для этого подходят палубные доски, которые устанавливают вдоль отверстия смотровой ямы. Опорой для них служит металлическая страховочная рейка.

Оптимальные габариты смотровой ямы

Осмотрев несколько гаражей, обустроенных этой рабочей зоной, на первый взгляд покажется, что существуют отдельные виды смотровых ям.

На самом деле, они отличаются между собой линейными размерами и способами отделки.

Чтобы не ошибиться в расчетах, следует учесть такую закономерность при планировке ремонтного «туннеля»: размер ямы в гараже напрямую зависит от «габаритов» хозяина и его автомобиля.

Ширина смотровой ямы
Этот параметр связан с маркой вашего автомобиля и его колесной базы.

При расчетах следует учесть все его возможные модификации. Если планируется ремонт различных видов машин, то оптимальные размеры ямы в гараже (т.е. ширина) – 75-80 см.

Глубина смотровой ямы
Для расчета глубины отверстия следует принять за основу рост автовладельца и его удобное положение во время ремонтных работ. Оптимальный вариант – высота смотровой ямы на 10 – 15 см больше роста хозяина, что обеспечивает легкий доступ до любого агрегата автомобиля.

Длина смотровой ямы
Смотровая яма, размер которой длиннее машины минимум на 1 м, должна обеспечивать простой вход/выход автовладельца в/из нее.

Часто в проекте сразу предусматривают ступеньки или же при ограниченной площади гаража используют приставную лестницу.

Последовательность работ по обустройству смотровой ямы для гаража

Перед началом усовершенствования гаража следует провести изыскательные работы для определения уровня залегания грунтовых вод.

Если он выше 2,5 м, то стоит отказаться от задуманного во избежание вышеупомянутых плачевных последствий. В смотровой яме вода будет периодически появляться, и борьба с этим явлением без обустройства сложной дренажной системы влечет за собой бессмысленную трату денег.

Полезный совет!

Если обустраивается смотровая яма в гараже – своими руками и без должной разведки уровня грунтовых вод, то не заливайте сразу ее «коробку» бетоном.

На протяжении сезона паводков вы сами наглядно убедитесь, насколько они угрожают вашему «творению» и на каком виде гидроизоляции стоит остановить свой выбор. Если на месте ямы образуется «мини-бассейн» – отказывайтесь от задуманного. Такая страховка поможет избежать лишних растрат.

Рассмотрим поэтапно самую распространенную реализацию процесса «переделки»: как вырыть яму в гараже с ленточным фундаментом.

Котлован для ямы
Необходимые размеры смотровой ямы послужат ориентиром для будущего котлована.

Смотровая яма в гараже своими руками: какую лучше соорудить

К этим параметрам следует добавить припуски для обустройства стен и пола:

  • Для ширины и длины – 40-50 см
  • Для глубины – 20 – 25 см

Например, для смотровой ямы 1м × 1,80 м × 2 м (ширина × глубина × длина), вырывают котлован 1,40 × 2 м ×2,40 м.

Формирование пола смотровой ямы.
Перед заливкой бетона поверхность ямы засыпают гравием (≈10 см) и песком (≈ 5 см), тщательно выравнивают и утрамбовывают каждый слой.

Эта песчаная «подушка» позволит отвести излишек воды от конструкции. Устанавливают гидроизоляцию, предварительно смазав поверхность глиной. Заливают бетон с его обязательным армированием. Поверхность еще раз гидроизолируют после застывания пола. Затем следует финишная отделка.

Возведение стен смотровой ямы
Стены смотровой ямы обмазывают глиной и крепят к ним полиэтиленовую пленку.

С помощью опалубки наращивают боковины «ниши» (толщина – 10-15 см), обязательно их армируя. Еще одно популярное решение – кирпичная кладка.

Отделка стен в смотровой яме: фасадная штукатурка, керамическая плитка, стекловолокнистые плиты и др.

Встречаются различные варианты облицовки «ниши». Например, полностью металлическая смотровая яма, что весьма непрактично, так как требует «идеальной» гидроизоляции.

Установка страховочной рейки
Конструкция смотровой ямы не должна позволить машине случайно наехать на нее.

Для этого на уровне пола гаража в опалубку закрепляют Т-образную металлическую рейку, которая препятствует случайному попаданию колеса в яму. Кроме этого она служит опорой для досок, закрывающих нишу, и не позволяет стекать вниз воде (зимой с мокрых колес автомобиля).

Современные способы гидроизоляции смотровой ямы

Вышеописанный способ строительства смотровой ямы – самый дешевый и простой. Мы специально описали его основные этапы, чтобы водители смогли без технологических ошибок свести свои расходы до минимума.

Но некоторые шаги можно усовершенствовать, благодаря современным стройматериалам.
Например, новейшая гидроизоляция ямы в гараже позволит упрочнить «водяную» защиту этой рабочей зоны и эффективно утеплить ее. Если гараж отапливается, то такой способ обустройства «ниши» позволит сэкономить драгоценное тепло.

Современная гидроизоляция, которая применяется для обустройства смотровой ямы:

  • Битумные материалы
  • Они прослужат до 15 – 20 лет.

    Это самый дешевый способ защиты от воды. Битумные материалы продаются в рулонах, что облегчает их монтаж. Для этого их укладывают внахлест (15 см) и места стыков склеивают, нагревая или смазывая их специальным растворителем.

    Популярные представители: рубероид, еврорубероид, рубемаст. Внутри помещения используют смазку на битумной основе.

  • Полимерные мембраны
  • Такая гидроизоляция будет служить весь срок эксплуатации гаража. Существуют однослойные (1,5 – 2 мм) и многослойные мембраны (до 3,1 мм).

    Но их монтаж требует практического навыка и специального оборудования для спайки кусков. Поэтому такой способ гидроизоляции самый надежный, но и дорогой, так как требует привлечения специалистов.

  • Проникающая гидроизоляция
  • Это смазка, которая наносится на увлажненную поверхность, проникает далеко в поры бетона или кирпича, блокируя их от воды.

    Все работы легко выполнить самостоятельно. Используется для внутренней гидроизоляции помещения.

Как утеплить яму в гараже?

Если гидроизоляция смотровой ямы выполнена на надлежащем уровне, то можно позаботиться о ее утеплении. Это позволит избежать в ней резкого перепада температур и перерасхода энергии на обогрев гаража.

Оптимальный выбор утеплителя – пенополистирол.

Он водонепроницаем, не поддается гниению и легко клеится к кирпичу и бетону. Для пола используют ПСБ-С-35, стены облицовывают ПСБ-С-25. Стандартная толщина слоя из пенополистирола – 50 мм. Если планируете утеплить смотровую яму, то следует увеличить линейные параметры котлована на соответствующую толщину утеплителя.

«Удобства» для гаражной ямы

Для нормальных условий работы необходимо освещение в смотровой яме.

Допустимое напряжение в ней 36 В (прописано в нормах СНиП). Если вам советуют оборудовать в нише розетку 220 В – это грубое нарушение техники безопасности и реальная угроза для жизни!

Освещение в этой рабочей зоне организовывается двумя способами:

  1. Специальные светильники для смотровых ям, которые питаются 36 В
  2. Переносные аккумуляторные лампы

Следующим аспектом «комфорта» является вентиляция в смотровой яме, чтобы избежать затхлости и сырости в ней.

Для этого внизу необходимо предусмотреть отверстие для притока свежего воздуха. Гибкий воздуховод прокладывают под землей и выводят наружу, поднимая над поверхностью земли на 20-25 см.

Выход обязательно защищают мини-крышей в виде грибка.

Одна из самых главных задач, с которой приходится сталкиваться в ходе строительства гаража — это выбор качественного напольного покрытия, которое прослужит много лет не теряя своих свойств. Наилучшим материалом для этой цели является бетон. Здесь сразу возникает вопрос, как сделать бетонный пол в гараже ? Вот на этот вопрос мы и постораемся дать ответ.

Бетонная стяжка отличается высокой прочностью, поэтому она способна выдерживать значительные нагрузки, а кроме того, забетонированный пол не повредит машинное масло, бензин или огонь. Влага может повредить покрытие, но этого можно избежать при правильном обустройстве пола.

Несмотря на простую технологию, на изготовление стяжки уйдет немало времени и сил.

В ходе выполнения работ можно выделить основные этапы, а именно:

  • приготовление смотровой ямы (необязательно);
  • разметка уровня пола, поиск «нулевой» отметки;
  • работы с грунтом;
  • засыпка основы из песка и гравия (щебня);
  • укладывание гидроизоляции;
  • армирование;
  • собственно, заливка покрытия.

Сооружение смотровой ямы

Подготовка смотровой ямы важно для тех автомобилистов, которые желают самостоятельно ремонтировать свое авто.

Тем, кто предпочитает пользоваться автосервисом строить ее совсем не обязательно. Нельзя строить смотровую яму, если уровень грунтовых вод превышает 2,5 м. Яму лучше расположить в центральной части гаража, с некоторым отступом от въезда.

Как только местоположение будущей ямы зафиксировано, можно приступать к строительству котлована, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • ширина варьируется от 75 до 80 см + 30 см для гидроизоляции;
  • глубина зависит от роста владельца помещения + 30 см;
  • длина котлована составляет длину автомобиля + 1,5 метра.

Разметка котлована производится прямо на земле, после чего можно приступать к работе.

Необходимо тщательно следить за сооружением стенок, чтобы они были по возможности вертикальными и ровными. Далее нужно вынуть лишний грунт и утрамбовать почву, а затем насыпать небольшой слой глины и повторить процедуру. Дно смотровой ямы тщательно застилается тонким рубероидом, специально оставленные края которого заворачивают на стенку. Поверх него заливается бетонная смесь, толщиной примерно 7-10 см. Верхний слой бетона нужно разровнять и оставить высыхать, укрывать его при этом не обязательно.

После того как бетон более-менее застыл, можно начинать укладывать стенки.

В основном для этого используется обыкновенный красный кирпич или, как вариант, блоки из газобетона. При укладке первого ряда кирпичей расстояние между ним и стенкой котлована должно быть не менее 15 см. Делать кладку необходимо по всему периметру ямы, нельзя выкладывать стенки отдельно друг от друга. Если лишний раствор выступает, то нужно быстро убрать его мастерком, чтобы впоследствии не пришлось сбивать застывший бетон.

По мере укладывания рядов кирпича, надо понемногу смещать вертикальные швы для увеличения прочности стенок.

Чтобы швы оставались ровными, их нужно замерять каждые несколько рядов. Отступ последнего ряда должен составлять 5-7 см, так как в дальнейшем на них будет положен металлический уголок.

Последним шагом в строительстве смотровой ямы является гидроизоляция.

Устройство смотровой ямы в гараже

Неплохим вариантом смотрится битумная мастика, которую разогревают и наносят на стенки ямы, предварительно уже загрунтованные. Наносить нужно толстым слоем, так как проникнувшая влага может создать конденсат, усиливающий коррозию на металлических частях днища автомобиля.

Оставшиеся пустоты можно начать забивать грунтом только после того, как мастика полностью высохнет. Также его нужно постоянно утрамбовывать, чтобы под бетоном не просела земля и на покрытии не появились трещины.

Разметка

Правильное бетонирование невозможно без разметки уровня пола.

Для этого лучше всего подходит лазерный уровень, с водяным придется потратить намного больше времени т. к. метки придется соединять прямой линией на всех стенках. При желании можно ускорить процесс, используя пузырьковый уровень, заодно с ним можно проверить, насколько ровно нанесены отметины.

Создание слоя подсыпки

В среднем толщина слоя подсыпки составляет 10 см.

Золотым стандартом здесь является гравий, однако, в некоторых случаях можно использовать щебень, поскольку этот материал намного легче уплотнять. Применять нужно среднюю и мелкую фракции. Качество песка не особо важно, главное, чтобы в нем не было мусора и крупных комьев, поэтому его желательно предварительно просеять, прежде чем использовать.

Засыпать слой в 10 см сразу не стоит, утрамбовать такое как следует будет слишком сложно, 3-4 см за один подход — это оптимальный вариант.

Перед началом работ с песком, его необходимо смочить, чтобы он стал влажным и только после этого высыпать на щебень и трамбовать.

В случае с большим помещением, засыпать все правильно без каких-либо лишних замеров будет довольно проблематично. Для этого применяют миниатюрные деревянные колышки, которые вбиваются ровными рядами по всему помещению.

После того как отмеренный слой засыпан, колышки достаются и пустоты заполняются щебнем или гравием, в зависимости и от используемого материала.

Выравнивание основания для пола

В небольших гаражах можно сильно облегчить себе жизнь, просто поставив на уровне 10 см в каждом углу гаража по яркой, хорошо заметной метке. Таким образом можно засыпать слой гравия или щебня без единого замера.

После утрамбовки нужно проверить плоскость полученного пола, сделать это можно при помощи большого строительного уровня или правилом.

На этом подготовка к заливке пола в гараже своими руками еще не закончена.

На песок нужно высыпать небольшие кучки щебня диаметром 40-50 мм и толщиной 3 см. Поверхность надо разровнять, уплотнить, а затем засыпать тонким слоем песка и увлажнить. Далее нужно еще раз утрамбовать пол, при этом на нем желательно не оставлять острых выступов, чтобы не допустить различных деформаций.

Последним шагом будет делаться заливка пола тощим бетоном, слой которого составляет примерно 3 см. Бетон нужно вылить на щебень и разровнять по всей основе правилом, а затем все оставить сохнуть на некоторое время.

Несмотря на низкую прочность такого раствора, он создает превосходную поверхность под дальнейшую стяжку.

Изоляция пола в гараже

Бетону не страшна влажность, но она представляет немалую опасность для кузова авто и некоторых инструментов.

Выбор материалов для гидроизоляции очень велик и основным критерием выбора является дальность залегания грунтовых вод.

В любом случае, после высыхания бетон нужно обработать грунтовочным составом.

Для гидроизоляции используются такие материалы как:

  • особые мембраны;
  • полиэтиленовая пленка;
  • битумная мастика;
  • жидкая резина;
  • рубероид;
  • рулонные материалы.

Мембраны, рубероид и пленку следует разровнять на полу и лишние края завести на стены.

Рулонные полотна в свою очередь укладываются внахлест примерно на 10 см. Кроме того, рубероид можно укладывать прямо на горячую мастику, в этом случая он накрепко к ней приклеится и будет надежной защитой от влажности.

Пленка применяется только в том случая, если грунтовые воды находится довольно высоко. Ее основное назначение — не дать влаге уйти из бетона в песок, так как нехватка влажности на данном этапе может запросто стать одной из причин появления трещин и деформаций.

Армирование бетонного пола

Поскольку на бетон будет оказываться немалая нагрузка, пол необходимо армировать.

Делается это следующим образом — нужно взять готовую проволочную сетку, диаметром около 8 мм, размер клетки должен быть примерно 15 см. Для соединения клеток в единую сеть, их связывают вязальной проволокой или пластиковыми хомутами.

В этом деле присутствует один небольшой нюанс — сетку нужно приподнять так, чтобы она находилась в самой толще бетона, иначе она может подвергнуться коррозии и просто на просто сгнить.

Для этого нужно взять и подложить под нее обычные кирпичи, также подойдут пластиковые или металлические подпорки высотой более 2 см.

Установка маяков

Качественная заливка пола в гараже бетоном невозможна, если не сделать стяжку пола по маякам.

Ими могут служить стальные трубы малого диаметра (25 мм) или металлические уголки. Для фиксации направляющих труб, замешиваются небольшие кучки бетонного раствора, при этом трубы необходимо смазать машинным маслом. Маяки укладывают горизонтальным рядом с расстоянием в полтора метра между ними. Затем, вдоль стены располагают малые кучки бетонного раствора, на который и нужно положить первую трубу. Далее с помощью уровня нужно замерить ее по горизонтали и одновременно выровнять по нулевой отметке.

Аналогичным образом устанавливаются все направляющие. Чтобы проверить их горизонталь, надо положить перпендикулярно еще несколько маяков.

Для того чтобы бетонный пол сохранял свою целостность независимо от стен, по его периметру нужно уложить демпферную ленту или тонкие, толщиной не более 10 см, листы пенопласта.

Ширина самих полос не должна превышать 15 см, чтобы они немного выступали перед финальными работами и их можно было срезать. Из оставшихся работ можно выделить сварку каркаса для смотровой ямы. Для этого берется стальной уголок размером 50х50 мм в и распиливается на четыре части в зависимости от размера ямы, дальше их нужно сварить в один прямоугольник и при желании, покрасить для дополнительной защиты от коррозии.

Приступаем к заливке пола

Прежде начинать бетонироваться, следует рассчитать объем раствора, который понадобится для покрытия всего помещения.

Формула примерно такая: для 35 кв. м. потребуется не меньше 1.75 кубометра цемента. Марку можно выбрать либо 250 (раствор на его основе будет обладать хорошей прочностью и морозоустойчивостью), либо 500.

Размешивать приготовленный раствор следует предельно тщательно, чтобы он стал густым и наиболее однородным. Бетон должен заливаться между маяками очень осторожно, чтобы раствор их только покрывал, затем правилом просто надо убрать лишнее.

Если сильно прижать правило с двух сторон, то можно будет провести и дополнительное уплотнение, и выравнивание пола.

Стяжка в гараже начнет затвердевать спустя примерно сутки-двое. В этот момент нужно достать трубы из пола. Это не займет много времени, поскольку их заблаговременно смазали маслом. Оставшиеся канавы необходимо забетонировать и оставить сохнуть.

В дальнейшем от владельца гаража требуется лишь периодически  увлажнять стяжку. Для этого можно постелить на пол мешковину и понемногу поливать ее из лейки с максимальным количеством отверстий в насадке. Еще одним способом является засыпание бетонной стяжки влажными древесными опилками, впоследствии их нужно будет иногда опрыскивать. Через 10 дней мешковину можно снять, а опилки смести. Всего на высыхание пола уходит до четырех недель.

Заключение

Залить пол в гараже своими руками не так уж и сложно, особенно если знать все технологические особенности этого процесса.

Бетонная стяжка пола в гараже — это один из лучших вариантов для автомобилиста — в первую очередь из своей прочности и долговечности. Эти параметры можно увеличить еще сильнее, если во время работ применить топпинг-систему. Данное покрытие сильно увеличивает срок службы уложенного бетона. В результате можно превратить свой гараж в удобное рабочее место, которое выдержит любые ненастья и будет выглядеть достаточно опрятно.